Без бумажной волокиты и посредников — как блокчейн меняет грузоперевозки

В зависимости от продукта современная цепь поставок может состоять из десятков или даже сотен этапов и растягиваться на тысячи километров по всему миру. Перевозками управляют десятки специалистов, которым приходится работать с тоннами документов, а логистические процессы иногда затягиваются на недели и месяцы.

Цепи поставок становятся все сложнее, а прозрачности в коммуникации между ее участниками все меньше, из-за этого заказчики и клиенты не до конца понимают ценность продукта. Помимо этого, если возникают подозрения в недобросовестности одного из участников, обнаружить нарушения также нелегко.

Поэтому многие эксперты возлагают большие надежды на блокчейн в логистике. В этой статье мы расскажем, как он помогает упростить управление перевозками.

Что такое блокчейн?

Многие слышали термин «блокчейн» в контексте криптовалюты. На самом деле блокчейн пригоден и для других целей: помимо оплаты услуг его можно использовать для обмена или отслеживания данных, а также для заключения контрактов и иных договоренностей.

Если не вдаваться в подробности, суть блокчейна такова. Допустим, два человека поспорили на 1000 рублей о том, какая погода будет в Москве в определенный день. Спор можно разрешить тремя способами:

  • довериться друг другу (ненадежно, так как один из участников может нарушить уговор),
  • заключить договор (требует времени и денег),
  • оба участника спора передают 1000 рублей третьей стороне, которая определяет победителя и передает ему «призовой фонд» (максимально ненадежный вариант, так как третья сторона может забрать деньги себе).

Блокчейн предлагает прозрачную и надежную вариацию третьего способа. Роль третьей стороны играет программа, которая примет взносы от участников, автоматически проверит погоду в нужный день и отправит деньги победителю спора. Оба участника имеют доступ ко всем этим операциям (или транзакциям).

Любая транзакция записывается в блок, несколько копий которого хранятся на нескольких компьютерах (или нодах). Вместе они образуют цепь блоков – блокчейн, которая обеспечивает повышенную прозрачность и безопасность. Каждый блок содержит ссылки на «соседей»: предыдущий и следующий, поэтому любые несанкционированные изменения в одном блоке выводят из строя всю цепь. Кроме того, блокчейн – децентрализованная система, так как у всех его участников одинаковый уровень доступа.

Применение технологии блокчейн для управления перевозками в XXI веке

Блокчейн – это система, идеально подходящая для упорядочения документооборота в грузоперевозках. До начала отгрузки всеми участниками одобряется смарт-контракт. Это компьютерный алгоритм, который способен на каждом этапе исполнения сделки между отправителем, перевозчиком и получателем проследить соблюдение ее условий. Если сделка сложная, смарт-контрактов может быть несколько.

Важно! Все действия на любом этапе записываются в блокчейн и становятся доступными для всех участников. Информацию о них удалить невозможно, потому что она хранится на каждом компьютере, задействованном в цепочке.

За считанные минуты можно проследить путь груза и определить, какая информация, кем и когда вносилась в цепочку данных. Если условия сделки нарушены, смарт-контракт включает заложенный в нем алгоритм урегулирования. Средства, предназначенные к выплате продавцу, блокируются в блокчейне. При успешном завершении сделки оплата переводится в оговоренное контрактом время. За счет упорядочения документооборота можно решить актуальные на сегодняшний день проблемы:

  • существенно сократить персонал, занимающийся оформлением документов,
  • быстро находить звено, в котором была допущена ошибка,
  • избавиться от издержек из-за потери, хищения либо подделки документов,
  • сократить число судебных разбирательств между участниками сделки на перевозку груза, а также время, затрачиваемое судом на изучение многочисленных документов.

На сегодняшний день наибольшие перспективы применение технологии блокчейн имеются именно для оптимизации документооборота, переводу его в электронный вид, фиксированию в блоках единой цепи. Это немало, по данным вице-президента IBM Рамеша Гопината при стоимости транспортировки контейнера с фруктами из Кении в Нидерланды в $2000, 300 из них расходуется на документооборот.

Какие проблемы решает блокчейн в логистике?

В минувшем столетии цепи поставок были сравнительно простыми, так как торговля шла главным образом внутри регионов. Со временем переход от железнодорожных перевозок к автомобильным и компьютеризация логистики привели к заметному смещению акцентов в управлении цепями поставок.

Блокчейн в логистике повышает надежность и прозрачность цепи поставок. Он помогает избежать расхождений в документации: например, если перевозчик и грузополучатель по-разному трактуют время доставки, страдает показатель on-time delivery.

С блокчейном же этого можно избежать, так как все участники цепи поставок имеют доступ к одной и той же версии всех товаросопроводительных документов. Кроме того, весь обмен данными записывается в блоки, удалить или изменить эту информацию невозможно, поэтому при разногласиях найти корень проблемы гораздо легче.

Приведем пример: допустим, крупный магазин одежды гарантирует покупателям, что вся продукция производится в России. В свою очередь, компания-производитель закупает хлопок в Узбекистане, а перевозчик гарантирует доставлять нужный объем на склад каждую неделю. Такой процесс устраивает всех участников цепи поставок.

Со временем процесс может поменяться. Например, производитель решит сэкономить, заказав менее качественный хлопок в Туркменистане. Сделать это втайне от ритейлера не получится, так как у него есть доступ ко всем транзакциям. Аналогичную пользу блокчейн дает, если возникают непредвиденные сложности: к примеру, перевозчик не успевает доставить груз в срок, так как водитель попал в ДТП – все участники цепи поставок сразу же об этом узнают.

Во время испытания контейнеры без проблем доставили из Китая в Канаду. ZIM и пилотные участники эксперимента успешно выдавали, передавали и получали оригинальные электронные документы через децентрализованную сеть. Консалтинговая компания Accenture также разрабатывает систему на основе блокчейна для замены традиционного коносамента и консолидированного источника «истины» для всех заинтересованных сторон цепочки поставок.

Определение контрафактной и порченой продукции

Что сейчас. Цепочки поставок стали настолько сложны, что рядовой потребитель не имеет возможности отследить происхождение товара и подтвердить его подлинность. Как итог, фармацевтическая и продуктовая отрасль погрязли в скандалах и судовых исках из-за поддельной, контрафактной или испорченной продукции. Лишь по официальным данным Интерпола и ВОЗ, 1 миллион человек ежегодно умирает от контрафактных препаратов.

Поскольку, согласно исследованиям, 1% лекарств в развитых странах и 10% лекарств в мире — подделка. Еще 8,5% всей фармацевтической продукции просто портится из-за ненадлежащих условий перевозки. Как будет с блокчейном. Каждый раз, когда товар переходит из рук в руки, эта транзакция прописывается в блокчейне, что создает непрерывную историю движения продукта по цепочке продаж от производителя до полки в супермаркете или аптеке. Благодаря этому можно улучшить такие задачи:

  1. запись момента передачи активов и их количества — таких, как контейнеры, поддоны, трейлеры — при перемещении товара по цепочке продаж,
  2. отслеживание заказов на продажу или покупку, отправка и изменение уведомлений о доставке, квитанций, договоров или других связанных с грузоперевозкой документов,
  3. присвоение определенных свойств продуктам или проверка сертификатов, например, проверка подлинности происхождения продукта или того, является ли он органическим,
  4. связывание физических товаров, контейнеров, транспорта и оборудования с серийными номерами, цифровыми метками, штрих-кодами с помощью RFID-меток (радиочастотный идентификатор),
  5. обмен сведениями о процессе сбора продуктов, производств, доставке, финансовых расчетах и обслуживании продуктов.

Запущенные проекты. DHL и Accenture запустили проект сериализации на основе блокчейна, предоставляющий всем заинтересованным лицам возможность отслеживания и проверки подлинности фармацевтической продукции.


Схема сериализации по проекту DHL и Accenture

Сериализация — это процесс присвоения уникального идентификатора (например, серийного номера или QR-кода) для каждого герметизированного контейнера, который затем связывают с важной информацией о происхождении продукта: производитель, номер партии, дата истечения срока действия, данные о перевозке. Это позволит отследить местоположение товара на любом этапе его жизненного цикла и подтвердить его подлинность.

Британский кооператив потребителей The Co-op Food использует технологию стартапа Provenance, чтобы отслеживать путь морепродуктов, птицы, фруктов и овощей от производителя к полкам супермаркетов. Система использует RFID-метки и специальные датчики для отслеживания товаров и условий их доставки.

Приложение Provenance демонстрирует путь продуктов и их данных через цепочку поставок от производителя до полок супермаркетов

Walmart также внедрила блокчейн для оцифровки процесса доставки продовольствия. Розничная сеть использует технологию IBM Food Trust Solution, которая разработана как серийное коммерческое решение для:

  1. подтверждения подлинности происхождения продуктов,
  2. подтверждения свежести и незагрязненности продуктов,
  3. сокращения пищевых отходов.

Автоматизация коммерческих процессов

Что сейчас. Оценка отрасли показывает, что 10% всех фрахтовых счетов-фактур содержат неточные данные, которые приводят к спорам и сильно уменьшают эффективность коммерческих процессов в логистической отрасли. Проблема настолько распространена, что консалтинговая компания Accenture подсчитала, что лишь в нефтегазовой отрасли можно сократить до 5% расходов на фрахт счетах за счет повышения точности в документах, сокращения переплат и удаления ненужных поставщиков услуг.

Под ненужными поставщиками услуг подразумеваются партнеры и посредники, которые берут плату за предоставление гарантий, проверку подлинности счетов, коносаментов, сертификатов, лицензий, а также передачу документов и информации. То есть, это банки, платежные шлюзы, нотариусы, курьеры, аудиторские и сертификационные значимую долю прибыли в производителей, поставщиков и продавцов продукции.

А также увеличивают цену товара для конечного потребителя. Что будет с блокчейном. С помощью смарт-контрактов можно автоматизировать процесс передачи документов, информации, товаров, денег и любых других ценностей. Смарт-контракт — это компьютерный алгоритм для автоматического обмена чем-либо, что имеет цифровой сертификат. Использование смарт-контрактов:

  1. Устранит посредников. Доверительные лица, которые проверяют документы, верифицируют участников, подтверждают законность и гарантируют передачу ценностей, станут ненужными.
  2. Ускорит процесс. Использование компьютерных алгоритмов и цифровых сертификатов вместо ручной обработки документов в несколько десятков, а то и тысячу раз ускорит процесс передачи ценностей.
  3. Снизит издержки. Чем меньше в сделке участвует посредников, тем меньше нужно платить комиссионных. Например, в торговых сделках можно обойтись без гарантов, банков и платежных шлюзов.
  4. Уменьшит коррупцию и мошенничество. Если нечестный посредник или чиновник не принимает участия в оформлении сделки или выдаче документа, у него нет возможности подделать документ или получить взятку.

Запущенные проекты. Одним из первых стартапов, который использовал смарт-контракты в логистической отрасли, является ShipChain. Команда этого проекта разработала комплексную систему для документального сопровождения и отслеживания продукта во время грузоперевозок.

Интерфейс приложения ShipChain на ПК и смартфоне

Система предназначена для охвата всех методов перевозки. При этом ключевой элемент автоматизации ShipChain — внутренняя цифровая валюта под названием «SHIP tokens». Участники платформы используют ее для финансовых операций внутри платформы, например, для оплаты фрахта. Проект NYSHEX идет по схожему пути, только в его смарт-контрактах реализована система штрафных санкций за неисполнение условий контракта. В восточной Европе (Украина и Беларусь) внедрением блокчейна в отрасль занимается стартап A2B.

Использование «Интернета вещей»

Что сейчас. «Интернет вещей», или IoT (сокращение от английского — «Internet of Things») — это все повседневные объекты, которые могут обмениваться данными через интернет. В исследовательской и консалтинговой компании Gartner подсчитали, что к 2020 году в мире будет более 20 млрд IoT-устройств. Что будет с блокчейном. Логистика — одно из наиболее перспективных направлений для внедрения IoT.

Например, при доставке контейнера он сможет самостоятельно подтверждать доставку, указывая время и состояние груза. Затем система автоматически проверит, был ли товар доставлен в соответствии с согласованными условиями (температура, влажность, наклон), и выпустит платежи соответствующим сторонам.

Такси без водителя разработки Waymo — дочерней компании Google

Но не только это будет важно через несколько лет: развитие искусственного интеллекта в области автономного управления транспортом потребует таких систем, которые смогли бы в реальном времени управлять тысячами ТС и при этом были бы абсолютно защищенными от ошибок и несанкционированного вмешательства. Такое под силу лишь платформам на базе блокчейна и смарт-контрактов. Запущенные проекты.

С помощью IoT-сенсоров швейцарская фирма SkyCell смогла создать контейнер для перевозки биофармацевтических препаратов, которые требуют строгого соблюдения уровня влажности и температурных режимов. Благодаря им SkyCell в 2020 году уменьшили уровень порчи фармацевтических препаратов во время перевозки с 8,5% до менее чем 0,1%. Платформа Sawtooth использует блокчейн Hyperledger вместе с IoT, чтобы улучшить цепочку поставок морепродуктов.

Датчики IoT прикрепляются к собранной рыбе для определения местоположения доставки, температуры транспортировки, перемещения, влажности. Эта информация отслеживается в реальном времени и вносится в распределительный реестр. Затем конечный покупатель может получить доступ к полной информации и убедиться, что продукт свежий и подлинный.

Схема слежения за морепродуктами в цепочке Sawtooth

Серийным внедрением тандема блокчейна с IoT занимается IBM Watson IoT. Их технологии использует шведский металлургический гигант Sandvik, французская государственная железнодорожная компания SNCF, страховая группа Groupama и многие другие.

Доставка товара в день заказа

Как сейчас. Новые исследования Boston Retail Partners показывают, что в 2020 году 50% розничных продавцов предлагали клиентам доставку «в день заказа», хотя в 2016 году этот показатель был на уровне 16%. При этом, по данным опроса, 65% торговцев введут такую форму доставки в следующие два года. Что будет с блокчейном. Два простых примера: — Вы купили ноутбук в магазине Amazon с доставкой товара на дом в день оформления заказа.

Amazon для доставки задействует автоматизированного дрона. Прошел день, два, неделя, а ноутбука нет. Вы звоните в магазин и узнаете, что дрон взломали, а ваш ноутбук украли. — Вы купили ноутбук в магазине Amazon…, но вы не простой человек, а политик. И вместо ноутбука дрон привез взрывчатку, химическое оружие или просто спикировал вам на голову с большой высоты, т.е. дрон использовали для террористического акта.

Так вот, если использовать систему управления на основе децентрализованного блокчейна, такие сценарии будут из ряда научной фантастики. Поскольку распределительный реестр и криптография — очень крепкий «орешек» для злоумышленников. Запущенные проекты. В марте 2020 года Amazon получил разрешение на тестирование доставки посылок дронами PrimeAir на территории США.

В декабре 2020 года дроны впервые доставили товар реальному покупателю: житель британского Кембриджа заказал миниатюрную телевизионную приставку и пакет попкорна. Летом 2020 года Amazon подала заявку на патент, где описано использование технологии блокчейна для доставки и посылок розничным покупателям.

Доставка посылки Amazon дроном PrimeAir

Крупнейший розничный торговец США Walmart также тестирует доставку дронами, но не посылок, а товаров на складах и магазинах. При этом представители Walmart подали заявку на блокчейн-технологию, которая позволит дронам распознавать людей на земле и отправлять к ним дронов.

Финансовые расчеты

Как есть. В среднем, морские грузоперевозчики ждут 42 дня до получения платежа по счету-фактуре. При этом до 10% таких документов содержат ошибки, из-за чего суды каждый год замораживают 140 млрд долларов до завершения разбирательств, которые могут длиться годами.

Среднее время ожидания оплаты счета британскими грузоперевозчиками в 2020 и 2020 годах

Как будет с блокчейном. Одна из главных проблем задержки платежей по счетам в логистике — доверие к данным. Довольно часто данные в load boards (маркетплейсы, на которых размещают заявки на перевозку грузов) содержат неточности или устаревают.

Дублирование заказов в схеме работы грузоотправителя с брокерами

Это связано с тем, что грузоотправители, как правило, работают с несколькими брокерами, каждый из которых вводит информацию в несколько load boards, что приводит к дублированию заказов и неточностям в прогнозировании загруженности судов, грузовиков, контейнеров, вагонов.

Схема работы грузоотправителя через блокчейн

В блокчейне информация привязана по времени и сохраняется в децентрализованной сети, к которой легко подключить множество load boards, благодаря чему можно избежать неточностей и дублирования. Первые проекты. Совместный проект Maersk и IBM в том числе развивается и в этом направлении.

Кроме них, подобным занимаются Uber и Amazon, а также несколько блокчейн-стартапов, об успехе которых пока очень рано судить. Это такие проекты, как Cargo Deals, SwanLeap, QUASA и Freightos. Последний проект приглянулся General Electric, их венчурный фонд вложил в Freightos 50 млн долларов.

Freightos может сравнить фрахтовые котировки 75+ экспедиторов за считанные секунды

Опрос менеджеров логистических компаний

В конце 2020 года доктор инженерии Moritz Petersen (Kühne Logistics University, Гамбург, Германия) и магистр наук Niels Hackius (Technische Universität Hamburg) провели опрос руководителей логистических компаний, чтобы узнать, как смотрят на возможные перспективы блокчейна в их отрасли. Результаты исследования довольно показательны:


Также участников попросили указать, кто, по их мнению, больше всего выиграет от внедрения блокчейна в логистическую отрасль. Ответы были следующие:


И последний значимый вопрос касался того, что сейчас больше всего мешает внедрению блокчейна в логистику и цепочки продаж:


Обобщая результаты опроса, можно сказать, что блокчейн, по мнению респондентов, имеет большие перспективы в логистической отрасли, но пока эта технология находится на ранней стадии развития. Поэтому не стоит ждать никаких прорывов в ближайшие годы. Значимые результаты можно будет увидеть через 10–15 лет, когда блокчейн «обкатают» на реальных проектах, поняв на практике его преимущества и ограничения.

Блокчейн как протокол

Такой же уровень преобразования в логистике может вызвать новый цифровой протокол. Как и транспортный контейнер, блокчейн может сделать операции более эффективными, стандартизировать передачи грузов и позволить отправителям и получателям отслеживать свои заказы в режиме реального времени.

Многие из крупнейших компаний в области судоходства и грузоперевозок присоединились к Транспортному альянсу на блокчейне. Его цель — создание стандартов для блокчейна в области перевозок. Эти компании признали потенциал блокчейна и жизнеспособность его использования в своей отрасли. Рано или поздно он станет отраслевым стандартом, поскольку повышение эффективности с его помощью трудно игнорировать.

Какие задачи может решить технология блокчейн в сфере логистики:

Удешевить всю цепочку поставок.

Отпадёт надобность в использовании лишних посредников, которые набрасывают дополнительные проценты. Ценообразование станет понятным и прозрачным

Обеспечить прозрачность процессов.

Стороны будут знать с кем они взаимодействуют и каким образом это происходит

Обеспечить полный контроль грузоперевозок.

Каждый участник сможет получить в блокчейне всю необходимую информацию по местонахождению груза и срокам его поставки. Факторы, которые тормозят внедрение технологии блокчейн:

Единство стандартизации в мире.

В каждой стране свой вид оформления документации грузоперевозок, не получится записать в систему блокчейн разную информацию пусть и с одинаковым смыслом. Поэтому требуется переход к единообразию в документообороте,

Отсутствие во многих странах электронного способа ведения документации

Недостаток законодательного регулирования по отношению к технологии блокчейн и криптовалюты, если она используется в этом процессе

Сокращение рабочих мест.

При внедрении технологии отпадёт надобность в использовании промежуточных звеньев, что естественным образом приведёт к необходимости увольнения людей

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий