СМИ: FATF в 2020 г. оценит эффективность работы антиотмывочных норм законодательства РФ

На сегодняшний день достаточно остро стоит проблема преступного денежного оборота как на региональном уровне, так и на глобальном – между странами. Борьбой с этими незаконными операциями занимаются различные международные организации. В статье рассмотрим подробнее деятельность ФАТФ – это группа разработки мер финансового характера по борьбе с отмыванием денег. Важность ее сложно переоценить, поскольку она всеми силами противостоит финансированию преступных группировок и терроризма во всем мире.

Что это такое

Согласно общему определению, ФАТФ – это межнациональная организация, занимающаяся подготовкой мировых стандартов в области противостояния отмывания незаконных доходов и финансовому обеспечению террористических организаций. Кроме того, ФАТФ занимается тем, что оценивает национальные системы на предмет соответствия установленным международным стандартам. Главным инструментарием в деятельности описываемой организации считается сорок рекомендаций в области ПОД/ФТ, которые тщательно проходят ревизию ( ориентировочно каждые пять лет). Президентом группы ФАТФ является Сантьяго Отаменди.

Решения международной группы

Структура и виды активности

Группа ФАТФ постоянно проводит пленарные заседания не реже трех раз в год, на которых принимаются те или иные решения. Также инструментом данного института являются его рабочие группы:

  • по типологиям,
  • по оцениванию и внедрению,
  • по борьбе с финансированием террористических организаций,
  • по изучению международной кооперации.

ФАТФ – это еще и организация, которая ведет активное взаимодействие со Всемирным банком, Международным валютным фондом и Управлением ООН по борьбе с преступностью и оборотом наркотиков. Все эти структуры разрабатывают и реализовывают программы по противодействию отмывания незаконных денежных средств и вложению финансов в преступную деятельность.

Деятельность Группы ФАТФ

Одним из важнейших инструментов деятельности ФАТФ являются несколько подразделений финансовой разведки (или сокращенно ПФР), которые отвечают за сбор и изучение информации финансового характера в рамках одной страны с целью поиска и выявления незаконных денежных «миграций».

Деятельность и структура[ | ]

Основным инструментом принятия решений ФАТФ является Пленарное заседание, которое собирается три раза в год, а также рабочие группы ФАТФ:

  • по оценкам и имплементации,
  • по типологиям,
  • по противодействию финансированию терроризма и отмыванию денег,
  • по обзору международного сотрудничества.

ФАТФ уделяет значительное внимание сотрудничеству с такими международными организациями, как МВФ, Всемирный банк, Управление ООН по наркотикам и преступности. Данные структуры реализуют свои программы, нацеленные на противодействие отмыванию денег и финансированию терроризма. Одним из основных инструментов реализации рекомендаций ФАТФ на национальном уровне являются Подразделения финансовой разведки (ПФР), отвечающие за сбор и анализ финансовой информации в пределах каждой конкретной страны с целью выявления потоков финансовых средств, добытых незаконным путём.

Членство в ФАТФ

Более 35 государств являются членами всемирно известной Группы ФАТФ. Страны-участники следующие: Австралия, Новая Зеландия, страны Азии и Европы, США, Мексика, Бразилия, Аргентина, ЮАР, а также Российская Федерация. Последняя вошла в состав ФАТФ с июня 2003 года. Помимо стран, сюда входят две международные организации: Совет сотрудничества арабских стран Персидского залива и Европейская комиссия.

Примечательно, что именно по инициативе России в 2004 году в деятельности ФАТФ от имени РФ принимает участие Федеральная служба по финмониторингу.

Пленарное заседание ФАТФ

Члены[ | ]

Государства:

  1. Австралия,
  2. Австрия,
  3. Аргентина,
  4. Бельгия,
  5. Бразилия,
  6. Великобритания,
  7. Германия,
  8. Гонконг (Китай),
  9. Греция,
  10. Дания,
  11. Израиль,
  12. Индия,
  13. Ирландия,
  14. Исландия,
  15. Испания,
  16. Италия,
  17. Канада,
  18. Китай,
  19. Люксембург,
  20. Малайзия
  21. Мексика,
  22. Нидерланды,
  23. Новая Зеландия,
  24. Норвегия,
  25. Португалия,
  26. Российская Федерация (с 19 июня 2003 года),
  27. Республика Корея,
  28. Саудовская Аравия
  29. Сингапур,
  30. США,
  31. Турция,
  32. Финляндия,
  33. Франция,
  34. Швейцария,
  35. Швеция,
  36. ЮАР,
  37. Япония.

Международные организации:

  1. Еврокомиссия,
  2. Совет сотрудничества арабских государств Персидского залива.

C 2004 года в деятельности ФАТФ от имени Российской Федерации участвует Федеральная служба по финансовому мониторингу.

Особенности рекомендаций

В документах международного института содержатся материалы, а именно свод организационных и правовых мер, которые должны быть приняты в каждой стране для создания эффективного режима борьбы с легализацией преступных доходов и с финансированием терроризма. Такие черты мер, как универсальность и комплексность, выражаются в следующем:

  • максимально широкий охват вопросов по противодействию отмыванию преступных денежных средств,
  • взаимосвязь с другими межнациональными конвенциями, актами профильных международных организаций, занимающихся ПОД/ФТ, резолюциями Совета Безопасности ООН и прочее,
  • предоставление возможности странам вести гибкую политику, решая эти вопросы, с учетом национальных особенностей и специфики правовой системы.

Все рекомендации ФАТФ никоим образом не подменяют подобные резолюции других организаций и не дублируют их. Наоборот, они сводят принципы воедино, играя очень важную роль в ходе кодификации правил и норм в области ПОД/ФТ. Согласно одной из резолюций Совета безопасности, сорок рекомендаций ФАТФ считаются обязательными для выполнения для всех без исключения стран-членов ООН.

Стандарты ФАТФ

ФАТФ — рекомендации

ФАТФ — основной международный институтом, занимающийся разработкой и внедрением международных стандартов в сфере противодействия отмыванию денег и финансированию терроризма, был создан в 1989 году по решению стран «Большой семерки». Членами ФАТФ являются 34 страны и две организации, наблюдателями — 20 организаций и две страны. ФАТФ выработала 40 рекомендаций по борьбе с отмыванием преступных доходов, которые стали началом формирования соответствующих международных стандартов в этой сфере. Эти рекомендации были дополнены еще 9 специальными рекомендациями в сфере противодействия финансированию терроризма.

  1. «Отмывание денег» должно рассматриваться как преступление.
  2. Для доказывания вины следует, что бы умысел и осведомленность, необходимые для доказательства преступления соответствовали Венской и Палермской конвенции. Также должно быть предусмотрено привлечение к ответственности юридических и физических лиц.
  3. В законодательстве должна быть предусмотрена возможность конфискации легализованного имущества, доходов от легализации, инструментов (средств), которые были использованы или которые намеревались использовать для отмывания денег, либо имущества аналогичной стоимости.
  4. Законодательство страны о защите тайны финансовых учреждений не должно препятствовать реализации Рекомендаций ФАТФ.
  5. Финансовые учреждения не должны вести анонимные счета или счета, открытые на явно вымышленные имена. Финансовые учреждения должны проводить мониторинг операций клиента.
  6. Финансовые организации к политическим деятелям должны применять ряд дополнительных требований. Именно: использовать соответствующие системы управления рисками для определения того, является ли клиент политическим деятелем, получать разрешение старшего руководства на установление деловых отношений с такими клиентами, принимать разумные меры для установления источника благосостояния и источника денежных средств, осуществлять углубленный постоянный мониторинг деловых отношений.
  7. Финансовые организации обязаны проявлять повышенные требования к трансграничным корреспондентским банкам и финансовым учреждениям. Запретить вести дела с банками, в отношении которых нет уверенности, что они проводят такие же мероприятия по контролю за клиентами и сбору информации о них.
  8. Финансовые организации должны проявлять повышенную бдительность к угрозам с точки зрения отмывания доходов, которые могут исходить от новых или разрабатываемых технологий, повышающих степень анонимности, и применять меры, если это требуется, для предотвращения их применения в схемах отмывания доходов.
  9. Разрешено использовать финансовых посредников для привлечения клиентов при этом если работу по проверке клиента ведет посредник, то за ее качество отвечает, прежде всего, сама финансовая организация.
  10. Архивы с информацией о клиентах и всех проводимых им операциях должны хранится минимум 5 лет со дня прекращения отношений с клиентом.
  11. Финансовые организации должны обращать особое внимание на сложные, необычно крупные сделки и требовать письменных объяснений для изучения оснований сделок.
  12. Требования по контролю за клиентами должны распространяться не только на финансовые организации, но также на агентов по операциям с недвижимостью, казино, адвокатов, торговцев ювелирными изделиями, юристов, нотариусов, других независимых юридических консультантов и бухгалтеров. В частности, когда они помогают регистрировать компании и наполнять их уставный капитал, а также на лиц, оказывающих услуги по созданию и администрированию компаний и трастов.
  13. Финансовое учреждение обязаны сообщать о подозрительных операциях, связанных с доходом от преступной деятельности или с финансированием терроризма, в подразделение финансовой разведки.
  14. Финансовые организации, сообщившие о подозрительной операции, и их должностные лица, освобождаются от ответственности перед клиентом за раскрытие его тайн.
  15. Финансовые учреждения должны разработать и внедрить специальные алгоритмы поведения по борьбе с отмыванием денег и финансированием терроризма.
  16. Информировать о «подозрительных операциях» обязаны также юристы, аудиторы, бухгалтера.
  17. На уровне государства должна быть обеспечена возможность применения эффективных санкций в отношении юридических или физических лиц, нарушающих требования о борьбе с отмыванием денег или финансированием терроризма.
  18. Запрещено создание «банков-ширм» и установления отношений с «банками-ширмами».
  19. Необходимость применения мер для выявления или отслеживания случаев физического перемещения наличных денежных средств через границу и оборотных документов на предъявителя.
  20. Страны должны рассмотреть вопрос о распространении рекомендаций ФАТФ на другие виды деятельности, которые не относятся к финансовой и представляют риск с точки зрения отмывания денег или финансирования терроризма.
  21. Финансовые организации должны относиться с повышенным вниманием к сделкам и операциям с лицами из стран, которые недостаточно полно выполняют рекомендации ФАТФ.
  22. Все принципы и рекомендации ФАТФ должны распространяться на филиалы и дочерние компании с преобладающим долевым участием, находящимся за границей.
  23. Финансовые организации должны функционировать под надлежащим контролем со стороны государства. Что бы преступники и их сообщники не могли бы контролировать или влиять на их деятельность.
  24. Для нефинансовых организаций (юристов, аудиторов, агентов-инкорпораторов и пр.) должны быть введены системы контроля за соблюдением требований ФАТФ.
  25. Компетентные органы обязаны разработать инструкции для каждого вида бизнеса о правилах контроля и борьбой с возможным отмыванием денег и финансированием терроризма.
  26. На уровне государства должна быть создана национальная организация по борьбе с отмыванием денег.
  27. Правоохранительные органы должны иметь право расследовать дела об отмывании денег полученных преступным путем и нести ответственность за проведение расследований по отмыванию денег и финансированию терроризма.
  28. При проведении расследований по факту отмывания денег компетентные органы в праве получать документы и информацию в рамках расследования по отмыванию денег.
  29. Надзорный орган вправе проводить проверки организаций для контроля соблюдения финансовыми учреждениями требований по борьбе с отмыванием денег и финансированием терроризма, включая право проводить инспекции.
  30. Государство должно обеспечить свои органы, задействованные в борьбе против отмывания, адекватными финансовыми, человеческими и техническими ресурсами.
  31. Между правоохранительными и надзорными органами должна быть установлена система сотрудничества и координации действий.
  32. Компетентные органы должны вести статистику по полученным и распространенным сообщениям о подозрительных сделках, по расследованиям, судебным преследованиям и осуждениями в связи с делами об отмывании денег и финансировании терроризма.
  33. Страна должна обеспечить наличие адекватной, точной и своевременной информации о бенефициарном собственнике юридического лица.
  34. Государство должно обеспечивать меры по предотвращению незаконного использования юридических образований, доверительных фондах.
  35. Страны должны принять меры по присоединению к Венской Конвенции, Палермской Конвенции и Международной конвенции ООН о борьбе с финансированием терроризма 1999 года и полного их выполнения.
  36. Страны должны беспрепятственно предоставлять информацию другим государствам в контексте отмывания денег.
  37. Страны должны оказывать друг другу помощь и содействие в расследованиях отмывания денег, даже если в одной из стран эти действия не является преступлением.
  38. Страны должны обеспечивать содействие иностранным государствам в поиске, конфискации и замораживании активов, имеющих отношение к отмыванию денег.
  39. Страны должны признавать отмывание денег преступлением, которое может служить основанием для экстрадиции.
  40. Страны должны облегчить обмен информацией между специальными органами всех стран, не отказывать в предоставлении информации, даже если она охраняется банковской тайной.
  41. Каждой стране следует незамедлительно предпринять необходимые действия по ратификации и применению Международной конвенции ООН о борьбе с финансированием терроризма от 1999 г.
  42. Каждой стране следует установить уголовную ответственность за финансирование терроризма, террористических актов и террористических организаций. При этом следует предусмотреть, что указанные деяния в соответствии с национальным законодательством определяются как преступления, являющиеся исходными для отмывания капиталов.
  43. Каждой стране во исполнение резолюций ООН по вопросам предотвращения и пресечения финансирования террористических актов следует предпринять необходимые меры и незамедлительно заморозить денежные средства и другие активы, находящиеся в распоряжении террористов, лиц, осуществляющих финансирование террористической деятельности, а также террористических организаций.
  44. Финансовые учреждения или прочие организации обязаны сообщать о подозрительных операциях, связанных с террористической деятельностью
  45. На основании международных договоров каждой стране следует оказывать всемерное содействие другим государствам по вопросам связанных с финансированием терроризма, террористических актов или террористических организаций.
  46. Каждой стране следует убедиться, что лица осуществляющие переводы денежных средств или активов через неофициальные системы, обладали соответствующей лицензией и соблюдали все рекомендации ФАТФ.
  47. Странам следует обязать финансовые учреждения получать точные и достоверные сведения о клиенте.
  48. Странам следует пересмотреть действующее законодательство, регулирующее деятельность организаций, которые могут быть неправомерно использованы в целях финансирования терроризма. Наиболее подвержены такому риску некоммерческие организации.
  49. Страны должны иметь в наличии меры для выявления физического перемещения через границу наличных денежных средств и ценных бумаг на предъявителя, включая систему декларирования или другое обязательное информирование.

Юрисдикции, подпадающие под эти критерии и не желающие исправлять существующее положение в соответствии с рекомендациями ФЛТФ, по мнению этой организации, следовало автоматически включать в «черный список*. К ним предлагалось применять конкретные коллективные меры воздействия, побуждающие к сотрудничеству. Среди таких мер можно назвать жесткую процедуру идентификации клиента при открытии счетов резидентам этих юрисдикции в странах, входящих в ФЛТФ, ограничение или запрещение финансовых операций, требования сообщения о любых операциях с этими юрисдикциями и т.п. Такие меры рекомендовалось применять прежде всего для юрисдикции, включенных в «черный список», если они не следуют рекомендациям ФАТФ. В то же время рекомендации ФАТФ не требовали ограничить использование офшорных компаний, а в большинстве случаев сводились к совершенствованию институтов принимающих их юрисдикции в соответствии с имеющимися международными стандартами.

Как разрабатывались

Изначально сорок рекомендаций появились тогда, когда потребовалось в 1990 году разработать правила и защитить финансовые системы от преступных лиц, которые отмывали деньги, вырученные от реализации наркотических средств. Позднее, а именно через шесть лет, стандарты ФАТФ были пересмотрены по причине перемен в сфере технологий, появления новых тенденций и способов отмыть финансы.

В октябре 2001 года ФАТФ включила в мандат сначала восемь, а затем их оказалось девять специальных рекомендаций относительно борьбы с финансированием терроризма.

Второй раз стандарты группы подверглись пересмотру уже в 2003 году и были признаны в ста восьмидесяти странах. На данный момент они считаются международным стандартом по противостоянию незаконному отмыванию денег и финансированию террористических организаций.

Борьба с отмыванием денег

Члены

Государства:

  1. Австралия,
  2. Австрия,
  3. Аргентина,
  4. Бельгия,
  5. Бразилия,
  6. Великобритания,
  7. Германия,
  8. Гонконг (Китай),
  9. Греция,
  10. Дания,
  11. Израиль,
  12. Индия,
  13. Ирландия,
  14. Исландия,
  15. Испания,
  16. Италия,
  17. Канада,
  18. Китай,
  19. Люксембург,
  20. Малайзия
  21. Мексика,
  22. Нидерланды,
  23. Новая Зеландия,
  24. Норвегия,
  25. Португалия,
  26. Российская Федерация (с 19 июня 2003 года),
  27. Республика Корея,
  28. Саудовская Аравия
  29. Сингапур,
  30. США,
  31. Турция,
  32. Финляндия,
  33. Франция,
  34. Швейцария,
  35. Швеция,
  36. ЮАР,
  37. Япония.

Международные организации:

  1. Еврокомиссия,
  2. Совет сотрудничества арабских государств Персидского залива.

C 2004 года в деятельности ФАТФ от имени Российской Федерации участвует Федеральная служба по финансовому мониторингу.

Подвиды рекомендаций

Весь перечень ФАТФ (в частности стандартов) можно разделить на несколько групп:

  • координация и политика относительно противодействия незаконным денежным потокам,
  • отмывание денежных средств и конфискация,
  • финансирование террористических организаций,
  • ряд превентивных мер,
  • прозрачная собственность и деятельность юридических лиц,
  • международная кооперация,
  • ответственность и полномочия соответствующих органов и другие меры.

Региональные группы

Чтобы тщательно отслеживать межнациональные денежные потоки и операции, и пресекать преступную в этом отношении деятельность, существуют специальные региональные группы по типу ФАТФ. Они способствуют распространению международных стандартов по всему миру. Каждая из групп занимается своим конкретным регионом и изучает специфику денежного оборота. Кроме того, проводятся взаимные оценки национальных финансовых систем на предмет соответствия стандартам и исследования современных тенденций.

Критерии деятельности ФАТФ

Что это за группы? Всего в мире их насчитывается восемь: Азиатско-Тихоокеанская, группа в Южной Америке, Евразийская, группа в Восточной и Южной Африке, группа на Ближнем Востоке и на территории Северной Африки, Комитет экспертов Европейского Совета, Карибская и группа в Западной Африке. Еще одна, по борьбе с отмыванием денег в Центральной Африке, пока еще не получила признание и не вошла в состав региональных по типу ФАТФ.

Что такое ФАТФ (FATF)

ФАТФ — это группа разработки финансовых мер по борьбе с отмыванием денег, по-английски Financial Action Task Force или FATF. Группа ФАТФ создает международные стандарты для борьбы с преступным отмыванием доходов и финансированием террористических организаций. Она же контролирует законодательство стран-участниц: оно должно быть созвучно разработанным стандартам.

Группа учреждена большой «семеркой» стран в ходе Парижской встречи 1989 года. Сегодня в состав межправительственной организации входят 35 государств, 2 организации. В качестве наблюдателей выступают 20 организаций и одна страна. Россия входит в состав ФАТФ с 19 января 2003 года.

Черный список

Одним из направлений деятельности описываемого института является изучение того, какие страны и организации не выполняют рекомендации ФАТФ. Иными словами определяются так называемые некооперативные страны и территории, составляется их список, который называется «черным». Включение государства в этот перечень не приводит к применению санкций, однако оно свидетельствует о степени доверия к этой стране со стороны иностранных инвесторов.

Черный список ФАТФ

Включение либо исключение из черного списка проводится на заседаниях ФАТФ в соответствии со следующими критериями, установленными в 2000 году:

  • пробелы в финансовом регулировании — это могут быть транзакции в платежных системах без необходимой авторизации,
  • препятствия законодательного характера, например, невозможность установить личность собственника компании,
  • препятствия в международном сотрудничестве – сюда входит запрет давать информацию о компании на законодательном уровне,
  • неадекватность мер для противодействия отмыванию денег, к примеру, недостаточная квалификация персонала, коррупция и прочее.

Согласно мировой статистике и данным Всемирного банка в области теневой экономики, каждый год производятся товары и предоставляются услуги более чем на десять триллионов долларов США.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий