На сегодняшний день достаточно остро стоит проблема преступного денежного оборота как на региональном уровне, так и на глобальном – между странами. Борьбой с этими незаконными операциями занимаются различные международные организации. В статье рассмотрим подробнее деятельность ФАТФ – это группа разработки мер финансового характера по борьбе с отмыванием денег. Важность ее сложно переоценить, поскольку она всеми силами противостоит финансированию преступных группировок и терроризма во всем мире.
Содержание:
Что это такое
Согласно общему определению, ФАТФ – это межнациональная организация, занимающаяся подготовкой мировых стандартов в области противостояния отмывания незаконных доходов и финансовому обеспечению террористических организаций. Кроме того, ФАТФ занимается тем, что оценивает национальные системы на предмет соответствия установленным международным стандартам. Главным инструментарием в деятельности описываемой организации считается сорок рекомендаций в области ПОД/ФТ, которые тщательно проходят ревизию ( ориентировочно каждые пять лет). Президентом группы ФАТФ является Сантьяго Отаменди.
Структура и виды активности
Группа ФАТФ постоянно проводит пленарные заседания не реже трех раз в год, на которых принимаются те или иные решения. Также инструментом данного института являются его рабочие группы:
- по типологиям,
- по оцениванию и внедрению,
- по борьбе с финансированием террористических организаций,
- по изучению международной кооперации.
ФАТФ – это еще и организация, которая ведет активное взаимодействие со Всемирным банком, Международным валютным фондом и Управлением ООН по борьбе с преступностью и оборотом наркотиков. Все эти структуры разрабатывают и реализовывают программы по противодействию отмывания незаконных денежных средств и вложению финансов в преступную деятельность.
Одним из важнейших инструментов деятельности ФАТФ являются несколько подразделений финансовой разведки (или сокращенно ПФР), которые отвечают за сбор и изучение информации финансового характера в рамках одной страны с целью поиска и выявления незаконных денежных «миграций».
Деятельность и структура[ | ]
Основным инструментом принятия решений ФАТФ является Пленарное заседание, которое собирается три раза в год, а также рабочие группы ФАТФ:
- по оценкам и имплементации,
- по типологиям,
- по противодействию финансированию терроризма и отмыванию денег,
- по обзору международного сотрудничества.
ФАТФ уделяет значительное внимание сотрудничеству с такими международными организациями, как МВФ, Всемирный банк, Управление ООН по наркотикам и преступности. Данные структуры реализуют свои программы, нацеленные на противодействие отмыванию денег и финансированию терроризма. Одним из основных инструментов реализации рекомендаций ФАТФ на национальном уровне являются Подразделения финансовой разведки (ПФР), отвечающие за сбор и анализ финансовой информации в пределах каждой конкретной страны с целью выявления потоков финансовых средств, добытых незаконным путём.
Членство в ФАТФ
Более 35 государств являются членами всемирно известной Группы ФАТФ. Страны-участники следующие: Австралия, Новая Зеландия, страны Азии и Европы, США, Мексика, Бразилия, Аргентина, ЮАР, а также Российская Федерация. Последняя вошла в состав ФАТФ с июня 2003 года. Помимо стран, сюда входят две международные организации: Совет сотрудничества арабских стран Персидского залива и Европейская комиссия.
Примечательно, что именно по инициативе России в 2004 году в деятельности ФАТФ от имени РФ принимает участие Федеральная служба по финмониторингу.
Члены[ | ]
Государства:
- Австралия,
- Австрия,
- Аргентина,
- Бельгия,
- Бразилия,
- Великобритания,
- Германия,
- Гонконг (Китай),
- Греция,
- Дания,
- Израиль,
- Индия,
- Ирландия,
- Исландия,
- Испания,
- Италия,
- Канада,
- Китай,
- Люксембург,
- Малайзия
- Мексика,
- Нидерланды,
- Новая Зеландия,
- Норвегия,
- Португалия,
- Российская Федерация (с 19 июня 2003 года),
- Республика Корея,
- Саудовская Аравия
- Сингапур,
- США,
- Турция,
- Финляндия,
- Франция,
- Швейцария,
- Швеция,
- ЮАР,
- Япония.
Международные организации:
- Еврокомиссия,
- Совет сотрудничества арабских государств Персидского залива.
C 2004 года в деятельности ФАТФ от имени Российской Федерации участвует Федеральная служба по финансовому мониторингу.
Особенности рекомендаций
В документах международного института содержатся материалы, а именно свод организационных и правовых мер, которые должны быть приняты в каждой стране для создания эффективного режима борьбы с легализацией преступных доходов и с финансированием терроризма. Такие черты мер, как универсальность и комплексность, выражаются в следующем:
- максимально широкий охват вопросов по противодействию отмыванию преступных денежных средств,
- взаимосвязь с другими межнациональными конвенциями, актами профильных международных организаций, занимающихся ПОД/ФТ, резолюциями Совета Безопасности ООН и прочее,
- предоставление возможности странам вести гибкую политику, решая эти вопросы, с учетом национальных особенностей и специфики правовой системы.
Все рекомендации ФАТФ никоим образом не подменяют подобные резолюции других организаций и не дублируют их. Наоборот, они сводят принципы воедино, играя очень важную роль в ходе кодификации правил и норм в области ПОД/ФТ. Согласно одной из резолюций Совета безопасности, сорок рекомендаций ФАТФ считаются обязательными для выполнения для всех без исключения стран-членов ООН.
ФАТФ — рекомендации
ФАТФ — основной международный институтом, занимающийся разработкой и внедрением международных стандартов в сфере противодействия отмыванию денег и финансированию терроризма, был создан в 1989 году по решению стран «Большой семерки». Членами ФАТФ являются 34 страны и две организации, наблюдателями — 20 организаций и две страны. ФАТФ выработала 40 рекомендаций по борьбе с отмыванием преступных доходов, которые стали началом формирования соответствующих международных стандартов в этой сфере. Эти рекомендации были дополнены еще 9 специальными рекомендациями в сфере противодействия финансированию терроризма.
- «Отмывание денег» должно рассматриваться как преступление.
- Для доказывания вины следует, что бы умысел и осведомленность, необходимые для доказательства преступления соответствовали Венской и Палермской конвенции. Также должно быть предусмотрено привлечение к ответственности юридических и физических лиц.
- В законодательстве должна быть предусмотрена возможность конфискации легализованного имущества, доходов от легализации, инструментов (средств), которые были использованы или которые намеревались использовать для отмывания денег, либо имущества аналогичной стоимости.
- Законодательство страны о защите тайны финансовых учреждений не должно препятствовать реализации Рекомендаций ФАТФ.
- Финансовые учреждения не должны вести анонимные счета или счета, открытые на явно вымышленные имена. Финансовые учреждения должны проводить мониторинг операций клиента.
- Финансовые организации к политическим деятелям должны применять ряд дополнительных требований. Именно: использовать соответствующие системы управления рисками для определения того, является ли клиент политическим деятелем, получать разрешение старшего руководства на установление деловых отношений с такими клиентами, принимать разумные меры для установления источника благосостояния и источника денежных средств, осуществлять углубленный постоянный мониторинг деловых отношений.
- Финансовые организации обязаны проявлять повышенные требования к трансграничным корреспондентским банкам и финансовым учреждениям. Запретить вести дела с банками, в отношении которых нет уверенности, что они проводят такие же мероприятия по контролю за клиентами и сбору информации о них.
- Финансовые организации должны проявлять повышенную бдительность к угрозам с точки зрения отмывания доходов, которые могут исходить от новых или разрабатываемых технологий, повышающих степень анонимности, и применять меры, если это требуется, для предотвращения их применения в схемах отмывания доходов.
- Разрешено использовать финансовых посредников для привлечения клиентов при этом если работу по проверке клиента ведет посредник, то за ее качество отвечает, прежде всего, сама финансовая организация.
- Архивы с информацией о клиентах и всех проводимых им операциях должны хранится минимум 5 лет со дня прекращения отношений с клиентом.
- Финансовые организации должны обращать особое внимание на сложные, необычно крупные сделки и требовать письменных объяснений для изучения оснований сделок.
- Требования по контролю за клиентами должны распространяться не только на финансовые организации, но также на агентов по операциям с недвижимостью, казино, адвокатов, торговцев ювелирными изделиями, юристов, нотариусов, других независимых юридических консультантов и бухгалтеров. В частности, когда они помогают регистрировать компании и наполнять их уставный капитал, а также на лиц, оказывающих услуги по созданию и администрированию компаний и трастов.
- Финансовое учреждение обязаны сообщать о подозрительных операциях, связанных с доходом от преступной деятельности или с финансированием терроризма, в подразделение финансовой разведки.
- Финансовые организации, сообщившие о подозрительной операции, и их должностные лица, освобождаются от ответственности перед клиентом за раскрытие его тайн.
- Финансовые учреждения должны разработать и внедрить специальные алгоритмы поведения по борьбе с отмыванием денег и финансированием терроризма.
- Информировать о «подозрительных операциях» обязаны также юристы, аудиторы, бухгалтера.
- На уровне государства должна быть обеспечена возможность применения эффективных санкций в отношении юридических или физических лиц, нарушающих требования о борьбе с отмыванием денег или финансированием терроризма.
- Запрещено создание «банков-ширм» и установления отношений с «банками-ширмами».
- Необходимость применения мер для выявления или отслеживания случаев физического перемещения наличных денежных средств через границу и оборотных документов на предъявителя.
- Страны должны рассмотреть вопрос о распространении рекомендаций ФАТФ на другие виды деятельности, которые не относятся к финансовой и представляют риск с точки зрения отмывания денег или финансирования терроризма.
- Финансовые организации должны относиться с повышенным вниманием к сделкам и операциям с лицами из стран, которые недостаточно полно выполняют рекомендации ФАТФ.
- Все принципы и рекомендации ФАТФ должны распространяться на филиалы и дочерние компании с преобладающим долевым участием, находящимся за границей.
- Финансовые организации должны функционировать под надлежащим контролем со стороны государства. Что бы преступники и их сообщники не могли бы контролировать или влиять на их деятельность.
- Для нефинансовых организаций (юристов, аудиторов, агентов-инкорпораторов и пр.) должны быть введены системы контроля за соблюдением требований ФАТФ.
- Компетентные органы обязаны разработать инструкции для каждого вида бизнеса о правилах контроля и борьбой с возможным отмыванием денег и финансированием терроризма.
- На уровне государства должна быть создана национальная организация по борьбе с отмыванием денег.
- Правоохранительные органы должны иметь право расследовать дела об отмывании денег полученных преступным путем и нести ответственность за проведение расследований по отмыванию денег и финансированию терроризма.
- При проведении расследований по факту отмывания денег компетентные органы в праве получать документы и информацию в рамках расследования по отмыванию денег.
- Надзорный орган вправе проводить проверки организаций для контроля соблюдения финансовыми учреждениями требований по борьбе с отмыванием денег и финансированием терроризма, включая право проводить инспекции.
- Государство должно обеспечить свои органы, задействованные в борьбе против отмывания, адекватными финансовыми, человеческими и техническими ресурсами.
- Между правоохранительными и надзорными органами должна быть установлена система сотрудничества и координации действий.
- Компетентные органы должны вести статистику по полученным и распространенным сообщениям о подозрительных сделках, по расследованиям, судебным преследованиям и осуждениями в связи с делами об отмывании денег и финансировании терроризма.
- Страна должна обеспечить наличие адекватной, точной и своевременной информации о бенефициарном собственнике юридического лица.
- Государство должно обеспечивать меры по предотвращению незаконного использования юридических образований, доверительных фондах.
- Страны должны принять меры по присоединению к Венской Конвенции, Палермской Конвенции и Международной конвенции ООН о борьбе с финансированием терроризма 1999 года и полного их выполнения.
- Страны должны беспрепятственно предоставлять информацию другим государствам в контексте отмывания денег.
- Страны должны оказывать друг другу помощь и содействие в расследованиях отмывания денег, даже если в одной из стран эти действия не является преступлением.
- Страны должны обеспечивать содействие иностранным государствам в поиске, конфискации и замораживании активов, имеющих отношение к отмыванию денег.
- Страны должны признавать отмывание денег преступлением, которое может служить основанием для экстрадиции.
- Страны должны облегчить обмен информацией между специальными органами всех стран, не отказывать в предоставлении информации, даже если она охраняется банковской тайной.
- Каждой стране следует незамедлительно предпринять необходимые действия по ратификации и применению Международной конвенции ООН о борьбе с финансированием терроризма от 1999 г.
- Каждой стране следует установить уголовную ответственность за финансирование терроризма, террористических актов и террористических организаций. При этом следует предусмотреть, что указанные деяния в соответствии с национальным законодательством определяются как преступления, являющиеся исходными для отмывания капиталов.
- Каждой стране во исполнение резолюций ООН по вопросам предотвращения и пресечения финансирования террористических актов следует предпринять необходимые меры и незамедлительно заморозить денежные средства и другие активы, находящиеся в распоряжении террористов, лиц, осуществляющих финансирование террористической деятельности, а также террористических организаций.
- Финансовые учреждения или прочие организации обязаны сообщать о подозрительных операциях, связанных с террористической деятельностью
- На основании международных договоров каждой стране следует оказывать всемерное содействие другим государствам по вопросам связанных с финансированием терроризма, террористических актов или террористических организаций.
- Каждой стране следует убедиться, что лица осуществляющие переводы денежных средств или активов через неофициальные системы, обладали соответствующей лицензией и соблюдали все рекомендации ФАТФ.
- Странам следует обязать финансовые учреждения получать точные и достоверные сведения о клиенте.
- Странам следует пересмотреть действующее законодательство, регулирующее деятельность организаций, которые могут быть неправомерно использованы в целях финансирования терроризма. Наиболее подвержены такому риску некоммерческие организации.
- Страны должны иметь в наличии меры для выявления физического перемещения через границу наличных денежных средств и ценных бумаг на предъявителя, включая систему декларирования или другое обязательное информирование.
Юрисдикции, подпадающие под эти критерии и не желающие исправлять существующее положение в соответствии с рекомендациями ФЛТФ, по мнению этой организации, следовало автоматически включать в «черный список*. К ним предлагалось применять конкретные коллективные меры воздействия, побуждающие к сотрудничеству. Среди таких мер можно назвать жесткую процедуру идентификации клиента при открытии счетов резидентам этих юрисдикции в странах, входящих в ФЛТФ, ограничение или запрещение финансовых операций, требования сообщения о любых операциях с этими юрисдикциями и т.п. Такие меры рекомендовалось применять прежде всего для юрисдикции, включенных в «черный список», если они не следуют рекомендациям ФАТФ. В то же время рекомендации ФАТФ не требовали ограничить использование офшорных компаний, а в большинстве случаев сводились к совершенствованию институтов принимающих их юрисдикции в соответствии с имеющимися международными стандартами.
Как разрабатывались
Изначально сорок рекомендаций появились тогда, когда потребовалось в 1990 году разработать правила и защитить финансовые системы от преступных лиц, которые отмывали деньги, вырученные от реализации наркотических средств. Позднее, а именно через шесть лет, стандарты ФАТФ были пересмотрены по причине перемен в сфере технологий, появления новых тенденций и способов отмыть финансы.
В октябре 2001 года ФАТФ включила в мандат сначала восемь, а затем их оказалось девять специальных рекомендаций относительно борьбы с финансированием терроризма.
Второй раз стандарты группы подверглись пересмотру уже в 2003 году и были признаны в ста восьмидесяти странах. На данный момент они считаются международным стандартом по противостоянию незаконному отмыванию денег и финансированию террористических организаций.
Члены
Государства:
- Австралия,
- Австрия,
- Аргентина,
- Бельгия,
- Бразилия,
- Великобритания,
- Германия,
- Гонконг (Китай),
- Греция,
- Дания,
- Израиль,
- Индия,
- Ирландия,
- Исландия,
- Испания,
- Италия,
- Канада,
- Китай,
- Люксембург,
- Малайзия
- Мексика,
- Нидерланды,
- Новая Зеландия,
- Норвегия,
- Португалия,
- Российская Федерация (с 19 июня 2003 года),
- Республика Корея,
- Саудовская Аравия
- Сингапур,
- США,
- Турция,
- Финляндия,
- Франция,
- Швейцария,
- Швеция,
- ЮАР,
- Япония.
Международные организации:
- Еврокомиссия,
- Совет сотрудничества арабских государств Персидского залива.
C 2004 года в деятельности ФАТФ от имени Российской Федерации участвует Федеральная служба по финансовому мониторингу.
Подвиды рекомендаций
Весь перечень ФАТФ (в частности стандартов) можно разделить на несколько групп:
- координация и политика относительно противодействия незаконным денежным потокам,
- отмывание денежных средств и конфискация,
- финансирование террористических организаций,
- ряд превентивных мер,
- прозрачная собственность и деятельность юридических лиц,
- международная кооперация,
- ответственность и полномочия соответствующих органов и другие меры.
Региональные группы
Чтобы тщательно отслеживать межнациональные денежные потоки и операции, и пресекать преступную в этом отношении деятельность, существуют специальные региональные группы по типу ФАТФ. Они способствуют распространению международных стандартов по всему миру. Каждая из групп занимается своим конкретным регионом и изучает специфику денежного оборота. Кроме того, проводятся взаимные оценки национальных финансовых систем на предмет соответствия стандартам и исследования современных тенденций.
Что это за группы? Всего в мире их насчитывается восемь: Азиатско-Тихоокеанская, группа в Южной Америке, Евразийская, группа в Восточной и Южной Африке, группа на Ближнем Востоке и на территории Северной Африки, Комитет экспертов Европейского Совета, Карибская и группа в Западной Африке. Еще одна, по борьбе с отмыванием денег в Центральной Африке, пока еще не получила признание и не вошла в состав региональных по типу ФАТФ.
Что такое ФАТФ (FATF)
ФАТФ — это группа разработки финансовых мер по борьбе с отмыванием денег, по-английски Financial Action Task Force или FATF. Группа ФАТФ создает международные стандарты для борьбы с преступным отмыванием доходов и финансированием террористических организаций. Она же контролирует законодательство стран-участниц: оно должно быть созвучно разработанным стандартам.
Группа учреждена большой «семеркой» стран в ходе Парижской встречи 1989 года. Сегодня в состав межправительственной организации входят 35 государств, 2 организации. В качестве наблюдателей выступают 20 организаций и одна страна. Россия входит в состав ФАТФ с 19 января 2003 года.
Черный список
Одним из направлений деятельности описываемого института является изучение того, какие страны и организации не выполняют рекомендации ФАТФ. Иными словами определяются так называемые некооперативные страны и территории, составляется их список, который называется «черным». Включение государства в этот перечень не приводит к применению санкций, однако оно свидетельствует о степени доверия к этой стране со стороны иностранных инвесторов.
Включение либо исключение из черного списка проводится на заседаниях ФАТФ в соответствии со следующими критериями, установленными в 2000 году:
- пробелы в финансовом регулировании — это могут быть транзакции в платежных системах без необходимой авторизации,
- препятствия законодательного характера, например, невозможность установить личность собственника компании,
- препятствия в международном сотрудничестве – сюда входит запрет давать информацию о компании на законодательном уровне,
- неадекватность мер для противодействия отмыванию денег, к примеру, недостаточная квалификация персонала, коррупция и прочее.
Согласно мировой статистике и данным Всемирного банка в области теневой экономики, каждый год производятся товары и предоставляются услуги более чем на десять триллионов долларов США.