Технический обзор финансовых рынков от 4 ноября 2013

Содержание:

Основные принципы технического анализа на Forex

Итак, что же такое технический анализ рынка?

Технический анализ финансовых рынков — это математический и графический метод анализа графика ценовых котировок с целью прогнозирования дальнейшего поведения цены.

Сразу оговоримся, что нет никакой стопроцентной гарантии, что анализ будет верным и отработает как по учебнику.

Даже освоив все методы, у вас не получится постоянно верно предсказывать направление движения, поэтому место для ошибок есть всегда, а из них нужно научиться извлекать уроки и делать выводы.

Но как же работает теханализ?

В его основе лежит наблюдение за историческими данными, и постулат, согласно которому, рынок является цикличным, и любое событие, происходящее в данный момент, уже было в прошлом и нужно его просто найти и сделать выводы.

Конечно, нельзя просто отмотать график и найти нужное совпадение, на это уйдут годы, поэтому используются как дополнительные инструменты, в виде индикаторов, так и наблюдения за рынком, зафиксированные трейдерами.

Их еще называют паттерны, но подробнее о них поговорим чуть ниже.

#NG

Недельный график. Газу продолжает быть плохо! Котировки вновь находятся за один шаг от того, чтобы пробить психологическую поддержку в 2.000, что, безусловно, скажется на продолжении нисходящего ралли и движение в направлении 1.500-1.600. Предпосылки к этому – самые серьезные. Например, четкий и уверенный пробой уровня поддержки 2.077, и еще более значительный сигнал в виде достаточно брутального медвежьего поглощения по итогам прошлой недели! С точки зрения теханализа, можно утверждать, что у данного инструмента практически нет шансов удержать выше отметки 2.000. Под этим круглым уровнем наверняка находятся и стопы быков, поэтому движение ниже приведет к массивной их отработке, что еще больше подбросит дровишек в топку даунтренда. Таким образом, здесь – только продажи, которые можно удерживать в направлении зоны 1.500-1.6000.

Технический обзор основных Форекс-инструментов на 20-24 января 2020г.

0

Автор публикации

не в сети 3 дня

Правила технического анализа

Освоить теханализ за несколько дней не получится.

Это огромный механизм с множеством данных.

Правильнее изучать его постепенно, погружаясь все глубже и глубже, а на начальном этапе следует усвоить три основополагающих аксиомы — это основы технического анализа.

Цены учитывают всё

В цене, которую мы видим на графике, уже заложены все необходимые данные.

Она является отражением фундаментальных и экономических факторов, а технический анализ помогает нам не углубляться в сложности фундаментального анализа, и просто анализировать график в торговом терминале.

Цены подчиняются трендам

Добавить здесь особо нечего.

Любое однонаправленное движение цены называют трендом.

Соответственно он бывает или восходящим, или нисходящим.

В противовес тренду существует флет, или неопределенность рынка, говорящая нам о практически равном соотношении продавцов и покупателей на данный момент.

История повторяется

Рынок цикличен, и любому событию можно найти исторический аналог.

Сегодня, для этого используются программы для технического анализа, и мы можем достаточно быстро найти совпадение в прошлом, и на его основе сделать выводы.

Представление о ценовых данных

Для того чтобы лучше понять как работает технический анализ на Forex, необходимо в первую очередь разобраться с тем, что мы видим на графике. Итак, график работает в двух плоскостях:

  1. Горизонтальная ось – это время,
  2. Вертикальная ось – цена выбранного актива.

Технический анализ Форекс

Анализ японских свечей

В подавляющем большинстве трейдеры работают с, так называемыми, японскими свечами, которые отображают ценовые данные в виде столбиков, закрашенных при снижении цены, и прозрачных при ее росте — это классическое отображение свечей в терминале Метатрейдер,

Цветовое отображение можно менять в настройках граифка. Смотрите видео-обзор МетаТрейдер 4.

Японская свеча – это прямоугольник, состоящий из двух элементов:

  1. Тело свечи это цена открытия и закрытия. Если цена за время формирования свечи выросла, то нижняя граница прямоугольника это цена открытия, а верхняя граница цена закрытия. В случае когда цена снижалась, то наоборот.
  2. Тени свечи это минимум и максимум которых достигала цена за время формирования свечи.

Важно: Время формирования свечи это тот таймфрейм который вы выбрали в настройках отображения графика.

Соответственно если выбран таймфрейм Д1 (дневной) то свеча отображает:

  • Цена открытия дня
  • Цена закрытия дня
  • Минимум которого цена достигала в течении дня
  • Максимум который цена достигала в течении дня

снижающаяся свеча

Основные свойства тенденции

Технический анализ для начинающих трейдеров подразумевает определение направления и движения рынка. Если рассматривать тренд отдельно, то он имеет много различных характеристик и параметров. Тренд можно оценивать, отталкиваясь от направления ценового канала, масштаба, точек максимума и минимума, а также скорости передвижения. Чтобы определить восходящий тренд либо нисходящий, достаточно соединить две точки максимума и минимума. Полученные линии укажут текущую тенденцию. По сути, это и есть создание ценового канала.

Ценовой канал способен продемонстрировать направление движения тренда за отдельно взятый временной промежуток. Ценовой канал на Форекс предоставляет возможность поиска хороших точек входа. Из параметров ценового канала следует выделить частоту и масштаб. Скорость передвижения указывает на силу тренда. Если цена движется с большой скоростью, это говорит об усилении движения.

Не менее важный момент технического анализа – величина сделок и объем. Если провести качественные теханализ Форекс на валютном рынке, можно узнать направление тренда, а также определить количество сделок, необходимых для получения прибыли. Кроме того, важно смотреть на объёмы. Если они увеличиваются, значит, текущий тренд только подтверждается. При его уменьшении намечается разворот тенденции.

Не менее важны в техническом анализе точки минимума и максимума. Наивысшая и низшая цена на конкретном временном промежутке даёт возможность много чего понять.

Как правильно работать с временными интервалами

Все методы технического анализа учитывают временные интервалы, или как их еще называют – таймфреймы.

Метатрейдер 4 поддерживает такие таймфреймы:

  • М1 — каждая свеча это движение цены в течении минуты,
  • М5 — 5 минут,
  • М15 — 15 минутный отрезок времени,
  • M30 — как изменилась цена за пол часа,
  • Н1 — часовой таймфрейм,
  • Н4 — движение цена за 4 часа,
  • D1 — дневной график, на самом деле 24 часа,
  • W1 — недельная свеча,
  • M1 — месячный таймфрейм.

В этом отношении также есть свои постулаты, о которых следует помнить:

  • Важна каждая свеча. Необходимо постоянно мониторить график и следить за построением новых элементов — свечей.
  • Беря на вооружение готовую стратегию, всегда следует досконально соблюдать таймфреймы. Если в стратегии указывается анализ часового графика, не следует переходить на 15 или 30 минут, так как это в корне изменит основу выбранной тактики.
  • Чем ниже таймфрейм, тем больше на нем ложных сигналов. Да, трейдеры работают и на минутных графиках, но там действуют свои правила, а свечные формации и индикаторы гораздо чаще работают не так, как на старших интервалах.
  • Наличие тренда и его направление определяется только по нескольким фреймам. Если на получасе есть тренд, это еще не значит, что он будет на часовом или четырехчасовом графике.

Не важно, на каком фрейме вы предпочитаете работать.

Данные собираются с нескольких интервалов и из совокупности полученной информации делаются выводы.

Кстати, даже скальперы, торгующие на самых младших интервалах часто отслеживают поведение цены на больших фреймах, определяя наличие и направление глобального тренда.

Что такое Price Action

Я уже не раз упоминал, что необходимо стремиться к собственному пониманию трейдинга, а не гнаться за показаниями индикаторов, которые почти всегда опаздывают и перерисовываются.

Способ торговли Price Action указывает нам, в каком направлении двигаться, например отскоки или пробитие важных границ, формирование паттернов или фигур и т.д.

Для работы Price Action необходим таймфрейм в один день. На четырех часовом графике, тоже неплохо формируются фигуры, но не всегда качественно. Так что эта система не подходит скальперам, так как я уже рассказывал, что на минутном таймфрейме мы видим рыночный шум. Сигналы для входа в рынок появляются не часто, зато очень точные. Метод хорошо работает на валютных парах, металлах.

Движение валютного рынка

Рынок находится в постоянном движении, и замирает лишь на время всеобщих выходных.

Цена актива – это наглядное отображение соотношения продавцов и покупателей на рынке.

Здесь действует основной закон экономики, согласно которому, если какой-то товар много покупают, то его стоимость растет, и наоборот, низкий спрос снижает стоимость.

Тренд Движение валютного рынка

Соответственно, большой перевес в одну сторону создает движение цены в одном направлении, а примерно равное соотношение продавцов и покупателей приводит к появлению, так называемого, флета.

Это спокойствие рынка, во время которого цена продолжает двигаться, просто отсутствует однонаправленная динамика, и график строится в рамках одного, зачастую очень узкого диапазона.

Флет на форекс

Типы трендов

Итак, мы выяснили, что такое тренд – это направленное движение цены в одну сторону, с небольшими, волнообразными откатами.

Исходя из этого, несложно понять, что существуют два основных типа тренда:

  1. Восходящий или бычий,
  2. И нисходящий, медвежий.

Но и тут не все так просто.

Если мы открываем, например, недельный график, и видим на нем яркий и сильный тренд, то при переходе на младший фрейм там мы его уже не обнаруживаем, а зачастую и наблюдаем обратную картину.

Почему же так происходит?

Ответ кроется в волнообразном движении.

Цена в тренде никогда не движется строго в одном направлении долгое время. Постоянно происходят откаты, говорящие о противоборстве продавцов и покупателей. В какой-то момент силы одной стороны иссекают, и инициатива перехватывается.

На младших фреймах, мы же можем видеть тот самый откат. Просто на недельном графике он выглядит как всего одна строящаяся свеча, а на часе это уже полноценный тренд, но совсем в другую сторону. Чтобы систематизировать как-то эти разногласия, в трейдинге выделяют три вида тренда:

  1. Глобальный,
  2. Вторичный,
  3. И малый.

И тут следует понимать, что если в глобальном плане у нас восходящий тренд, это не говорит о том, что на младших фреймах мы не можем торговать в сторону понижения, так как вторичный, и тем более малый тренд может быть достаточно длительным, чтобы успеть собрать с него немало профита.

Такой метод торговли называется контртрендовым.

Уровни сопротивления и поддержки

Уровни – еще один важный элемент, который всегда использует технический анализ рынка forex.

Их появление на графике способно не только дать трейдеру необходимую информацию, но и скорректировать свою стратегию.

Уровни сопротивления и поддержки

Открыв график, мы увидим, что на вертикальной оси есть значения, которые цена никак не может преодолеть. Выделяют два вида таких уровней:

  1. поддержка, ограничивающая цену снизу,
  2. и сопротивление, уровень в который цена бьётся снизу вверх.

Важно! Не следует искать и строить уровни на младших фреймах. Здесь это, скорее всего, будет случайным совпадением, нежели реальным уровнем.

Но откуда они берутся?

Формирование уровня – это результат работы так называемых маркетмейкеров, то есть крупных игроков, сделки которых способны повлиять на стоимость актива.

У ключевых игроков свои цели на рынке.

Например, им нужна валюта по определенной цене и они всеми силами будут подводить к ней рынок.

Вливание огромных капиталов и закрытие миллиардных сделок приводит к зависанию цены на одном уровне, или неоднократной попытке на нём зафиксироваться.

Их то, мы, рядовые трейдеры и называем поддержками и сопротивлениями.

Но на любого маркетмейкера всегда найдётся другой маркетмейкер, со своими целями, и если они у него оказываются значительно выше или ниже целей первого, и в какой-то момент ему удастся перехватить инициативу, мы будем наблюдать пробой уровня.

Пробой уровня

Два касания ценой одного и того же значения в пределах нескольких пунктов уже позволяет нам построить там уровень.

Таких касаний может быть очень много, но рано или поздно любой уровень будет пробит.

Как правило, пробой происходит на импульсе, то есть мы можем наблюдать большое количество свечей, строящихся вблизи уровня, и в какой-то момент происходит резкий толчок, и цена пробивает уровень.

От автора

Роман Зиф

автору

Выход цены за пределы границы еще не является пробоем, так как он может оказаться ложным, и традиционный в таких случаях откат способен вернуть цену обратно.

Применяться на практике уровни могут по-разному, но в любом случае, приближение цены к такому значению это повод проявить осторожность.

Ситуации, когда даже самый сильный тренд затухает вблизи уровня, нередки, а пробой еще не говорит о том, что дальше цена будет двигаться в том же направлении.

Преимущества технического анализа

Технический анализ на сегодня является одним из главных инструментов трейдера.

Он позволяет оценивать ситуацию и принимать решения, не углубляясь в фундаментальные факторы и экономические тонкости.

Преимуществ у него очень много, поэтому остановимся на трех, наиболее важных:

Не требует специальных знаний

Аналитика на сегодня, технический анализ в которой является главным инструментом, не требует от трейдера наличия углубленных экономических знаний.

Чтобы успешно торговать на рынке, не обязательно получать высшее экономическое или математическое образование и разбираться во всех хитросплетениях мировой торговли.

Достаточно освоить принципы ТА и на их основе строить свою стратегию.

Доступность

Обучиться ТА может любой, и для этого не нужны академии и институты.

Да, с первого взгляда он может показаться очень сложным, но на деле, каждый элемент подчиняется логике, и нужно просто понять механизм, как работает рынок и на основе чего строятся выводы.

Что же касается информации, то ее в интернете масса, и совершенно бесплатно. От трейдера требуется только наличие усидчивости и терпения, а дальше, как говорится, дело техники.

Универсальность

ТА не ограничивается одной валютной парой. Он актуален для любых активов.

Все валютные пары подчиняются одним и тем же законам, а некоторые еще и связаны между собой, что дает дополнительные возможности для построения прогноза.

Изучив основы и принципы технического анализа, вы сможете торговать любой валютой или товаром, слегка корректируя стратегию отталкиваясь от индивидуальных особенностей актива, если они есть.

Фигуры на графиках

Как я уже говорил выше, рынок цикличен, и любой ситуации есть аналог в прошлом.

Но современному трейдеру нет необходимости самостоятельно искать совпадения.

Сообщество форекс давно сформировало список формаций, позволяющих делать выводы и принимать решения. Их называют фигуры, или паттерны.

Паттернов довольно много. Они могут состоять как из одной свечи, например пин-бар, так и из совокупности, например флаг.

Паттерны могут сигнализировать о развороте тренда, и тогда их называют соответствующе — разворотные:

Паттерны японских свечей

Название Описание Внешний вид
Пин-бар Свеча с коротким телом и длинной тенью
Рельсы (лыжи) Две разнонаправленные свечи одинакового, или практически одинакового размера.
Бычье поглощение Небольшая понижающаяся свеча, полностью поглощённая следующей, растущей свечой.
Медвежье поглощение Небольшая растущая свеча, полностью поглощенная следующей, понижающейся свечой.

Свечные паттерны чаще говорящие о продолжении тренда:

Название Описание Внешний вид
Дожи Свеча, практически полностью состоящая из тени. С крайне коротким или отсутствующим телом. Может выступить и разворотной моделью. Такая свеча сигнализирует о неопределенности на рынке — о равной силе и продавцов и покупателей.
Внутренний бар Модель из двух свечей, где первая является материнской, и более чем в два раза превышает размер следующей свечи. Тело малой свечи должно находиться в пределах тела большой свечи.
Марубозу Крупная свеч, практически полностью состоящая из тела. Допускается наличие небольшой тени.

Наиболее известной фигурой из совокупности свечей на графике является треугольник.

Это когда, соединив локальные максимумы и минимумы цены, мы получаем на графике фигуру треугольника.

Схождение линий на конце фигуры говорит о замедлении тренда, а пробой одной из линий позволяет сделать вывод о направлении дальнейшего движения.

пробой треугольника

Технический анализ — важная часть аналитики Форекс.

Яркий тому например — формирование пин-бара вблизи уровня поддержки или сопротивления, который мы можем расценивать как довольно сильный сигнал к действию, покупке или продаже.

Технические индикаторы

Еще один метод проведения анализа — использование технических индикаторов. Их довольно много.

Только по умолчанию в терминале Метатрейдер установлено около 20 штук, а подсчитать количество авторских индикаторов и вовсе не представляется возможным.

Условно индикаторы можно поделить на несколько категорий:

  • Трендовые, например Moving Average или Parabolic SAR. С их помощью легко определяется не только направление тренда, но и его силу. Когда цена находится выше линии или точек индикатора, то тренд расценивается как восходящий, и наоборот. Удалении цены от индикатора сигнализирует об усилении тренда.
  • Индикаторы объемов, такие как Volumes или MFI, показывающие активностью участников рынка, и в большей степени маркетмейкеров. Постепенно повышающиеся столбики говорят о возрастающем интересе игроков, а появление очень длинного сегмента отражает вливание крупного денежного объёма, то есть появления маркетмейкера.
  • Осцилляторы, или опережающие индикаторы, математически отображающие скорость движения цены на временной шкале. Яркий пример осциллятора — Stochastic. Это индикатор, сигнальные линии которого перемещаются между границами, называемыми перекупленностью и перепроданностью. Выход за одну из этих границ сигнализирует (с большой долей вероятности) о скором развороте тренда.

Как видно, у всех индикаторов разные методы построения и анализа, но главный фактор, который необходимо усвоить каждому начинающему трейдеру – идеального индикатора не существует!

Любая стратегия это совокупность данных, и желательно использовать несколько:

  • определять тренд или флэт,
  • определять уровни,
  • искать графические свечные паттерны
  • и подключать математические индикаторы.

Инструменты для прогнозирования

Теперь давайте разберем основные инструменты, которые помогут нам в осуществлении технического анализа. Их заранее можно разделить на две ключевые группы:

  • графические инструменты,
  • индикаторные инструменты.

Давайте разберём каждую из них подробнее.

Графический подход

Проведение технического анализа, опирающегося на графические инструменты, является своеобразным подходом к исследованию рынка. Его суть заключается в дополнении графика цены при помощи дополнительных построений и интерпретации его таким способом. Опытные трейдеры разработали определённые правила, по которым и выстраиваются данные графические элементы, вот список основных используемых приемов:

  • нахождение уровня сопротивления, а также уровней поддержки,
  • уровень Фибоначчи,
  • расшифровка графиков при помощи «фигур»,
  • построение линий тренда,
  • определение ценовых каналов.

Как уже было сказано ранее при рассмотрении базовых принципов технического анализа, ключевое значение в анализе графического характера имеет теория, объясняющая развитие трендов. Таким образом, удаётся логически описать направленное движение и происходящие коррекции.

Как несложно догадаться, многие торговые стратегии построены на графическом анализе, но опытные трейдеры не советуют использовать его в качестве основного инструмента, применяя такой подход как вспомогательный.

Индикаторный подход

Суть индикаторного анализа заключается в применении специальных математических инструментов, которые так и называются — индикаторами. На этом этапе вас могут возникнуть некоторые противоречия, ведь ранее, при рассмотрении базовых принципов, мы упоминали о том, какая информация нужна при техническом анализе, а данный метод там не учитывался.

Суть подобного подхода заключается не в получении дополнительной информации, а в её фильтрации, ведь только так трейдеру удаётся отделить тенденцию от различных информационных «шумов». Да, индикаторы не вносят новой информации, их задача заключается в другом.

Индикаторы бывают нескольких типов:

  • Осцилляторы. Такие инструменты подойдут для торговли на спокойном рынке, где изменение графиков происходит не так резко.
  • Трендовые. Эти же индикаторы, как понятно из названия, будут эффективны в тех случаях, когда цены активов имеют направленное движение.

Секрет успеха при техническом анализе кроется в грамотно подробном соотношении индикаторов и используемых графических приемов.

Как правильно сделать тех анализ

Технический анализ рынка – это не готовая стратегия, а метод прогнозирования, поэтому строгих правил он не имеет.

Однако можно выделить небольшое пошаговое руководство, то есть с чего начать анализ, и на какие моменты обратить внимание в первую очередь:

  1. Первый шаг – это определение наличия тренда, и его направления. Смотрим на все фреймы, от старшего к младшему. Если в глобальном плане есть, например, восходящий тренд, это не отменяет наши сделки на продажу, но заключать их следует с повышенным вниманием и осмотрительностью.
  2. Далее необходимо расставить уровни поддержки и сопротивления. График, на котором будут чертиться уровни, определяем в зависимости от предпочитаемой стратегии, но обязательно помнить, что чем младше фрейм, тем меньшее значение имеют уровни.
  3. Изучаем экономический календарь. Выход важных новостей с тремя звездочками способен полностью изменить ситуацию на рынке. В такие моменты следует или воздерживаться от торговли, или брать на вооружение специальные новостные стратегии.
  4. Ищем на графике наиболее благоприятную точку для входа в рынок используя описанные выше графические паттерны и технические индикаторы. А также подтверждение сигнала уровнями и трендом.

Каждый трейдер должен иметь на вооружении сразу несколько стратегий.

ТА – это лишь метод прогнозирования, а тактики применяются в зависимости от сложившейся ситуации.

Применяя технический анализ, мы способны с определенной долей вероятности прогнозировать дальнейшее поведение цены, но следует понимать, что всегда есть погрешность, и ни один анализ не способен предсказать развитие событий на сто процентов.

Именно поэтому, наряду с ТА на начальных этапах следует досконально изучить мани и риск менеджмент (расчет лота в зависимости от размера депозита и выбранных целей по тейк-профит и стоп-лосс), так как они позволят вам оставаться на плаву при любом исходе событий.

Поделиться или сохранить:

  • Telegram

Технический обзор World of Tanks: графическое HD обновление

Невероятная команда художников из Wargaming рассказывает о всех обновлениях глобального освещения, частиц, материалов, шейдеров воды и других элементов удивительного движка World of Tanks.

Недавно компания Wargaming выпустила графические обновления для 12-ти HD-карт World Of Tanks на сервере «Песочница». Игроки, которые смогли попасть на сервер “Песочницы”, были действительно поражены новой улучшенной графикой. Сервер сейчас отключен, но даты новых тестов будут объявлены в ближайшее время.
Все, что увидели игроки, было результатом кропотливой и кооперативной работы арт. и тех. отделов. Англоязычный сайт 80.lv заглянул за кулисы разработки и рассказал о новом освещении, шейдерах (специальные алгоритмы, которые разрабатываются, чтобы максимально реалистично отображать тени), рельефе, частицах, постобработке и другой потрясающей работе, которую проделали разработчики, дабы продвинуть игру на новый графический уровень.

Введение:

Привет! Мы здесь, чтобы погрузиться в новые графические функции и пайплайны (процесс разработки, подготовки и производства), которые мы разработали и реализовали в World Of Tanks.

Сначала мы хотим напомнить, как выглядит WOT сейчас.

А теперь мы хотим показать, как выглядит игра со всеми новыми функциями.

Немного о художниках:

Артём Крижановский
(Руководитель Арт Отдела R&D)
Я работал над несколькими проектами, такими как S.T.A.L.K.E.R 2 (сейчас разработка остановлена), World Of Warplanes, Survarium, ну и конечно же World Of Tanks. Сейчас я лидер команды художников R&D (научные исследования и разработка)

, которые создают графику нового поколения для World Of Tanks. Я отвечаю за освещение и шейдеры, текстурирование, пайплайны и т. д.

Daniil Kopytsko (Арт отдел R&D)

Привет. Я присоединился к команде художников Wargaming полтора года назад в самый подходящий момент — основной этап разработки и производства. Работая над улучшением графики для WoT, у меня были огромные возможности: моделирование, скульптурирование, запекание, текстурирование, level-дизайн, создание декораций и окружающей среды, некоторые части VFX (визуальные эффекты), настройка освещения (в зависимости от окружающей среды) и разработка новых пайплайнов и технологий.

Карина Тричик
(Арт отдел R&D)
Привет всем, я в разработке игр с 2008 года. Начинала в аутсорсинговой компании, где принимала участие в ряде проектов, таких как Готика 4 и Ил-2 Штурмовик. Сейчас прошло чуть меньше 3 лет с тех пор, как я присоединилась к команде Wargaming. Я начинала как Environment Artist (художник окружающей среды), а затем перешла в отдел R&D, чтобы разрабатывать новые графические функции.

Фёдор Клецков
(Арт отдел R&D)
Всем привет. Я работаю в Wargaming около 4 лет. Начинал как Level Artist (художник уровней), но когда мы начали проводить исследования по новой графике, я присоединился к Tech Art отделу, а затем перешел в новую команду R&D художников на постоянное рабочее место. В команде я отвечаю за материалы, связанные с растительностью, а также level-арты и декорации на поздних этапах.

Обзор Графического Обновления:

Артем:

У нас довольно продвинутые, но тем не менее простые шейдеры. Хоть мы и имеем дело с огромным количеством материалов и условий освещения, только один базовый материал регулирует 99% случаев. Например, танки и деревья имеют один и тот же тип материала. Различаются только входные параметры, такие как Базовый Цвет, Неровности, Коэффициент пропускания света.

Чтобы достичь этого, мы увеличили нашу основную ДФОС (двулучевая функция отражательной способности) с рядом улучшений, позволяя ей стать подходящей для любого реалистичного случая.

Светоотражаемость для очень грубых материалов:

Стохастические (случайные) Хлопья, когда неровности слишком большие, вы можете увидеть микрофасцы (микрограни) материала (снег, пыль, песок):

Мы также добавили некоторые функции шейдинга, такие как динамическая грязь, динамическая влажность, улучшенное смешивание материалов (см. ниже), вертексная анимация (вершинная анимация, анимация отдельных вершин сетки) и так далее.

Система освещения также значительно улучшилась.

Использование захваченных фотометрических условий освещения в реальном мире позволило значительно улучшить качество всех эффектов, связанных с HDR (таких как свечение, глубина резкости, блики), и в то же время упростить рабочий процесс для художников. Это работает без дополнительных настроек, как в реальном мире (вам не понадобятся десятки слайдеров для настройки освещения).

Захват HDR-неба:

Мы также используем метод сферических гармоник для GI (глобального освещения). Наша система использует разность высот для оптимизации размещения проб. На выходе мы получаем неравномерную сетку проб (т.е. количество проб на пустых пространствах меньше, чем в городах и поселениях).

Вода:

Даниил: Новая система создания воды — пример тесного сотрудничества художников и рендер-инженеров. Система содержит все, что может понадобиться художнику: она удобна, проста и эффективна в настройке и управлении. Мы используем ее для всех водных поверхностей, будь то море, океан или река. Все системы частиц, а также карты потоков и пены, задаются художником, но главная особенность — взаимодействие с танком. Оно происходит по следующей схеме:

Мы используем мягкие деформирующиеся частицы (эту тему мы рассмотрим чуть позже) для изменения уровня воды в конкретной области.Адаптивная тесселяция достраивает геометрию при необходимости для формирования волн от корпуса и гусениц.

Далее мы создаем частицы пены и текстуры для создания брызг, пузырьков поверхности и капель.

В завершение добавляется система подводных частиц (например, пузырьки и грязь) для достижения большей реалистичности.

И вот конечный результат.

Отражения на поверхности воды формируются при помощи SSR.

Система далека от идеала, но она уже сейчас позволяет воде выглядеть и вести достаточно реалистично.

Деформирующиеся частицы:

Даниил: Это интересный метод взаимодействия с окружающей средой. По своей сути технология несложная: если частица сталкивается с объектом, его вершины смещаются для соответствия форме частицы. Мы используем этот метод для деформации травы и растительности под танком, для формирования волн, движения травы при взрывах и т.д.

Имеются ли изменения в стандартных частицах?

Даниил: Да, они также переведены на физический рендеринг. Материалы изменяются в соответствие с прямым и рассеянным светом, собственным свечением, собственными и внешними тенями.

Вот небольшой брейкдаун системы освещения частиц:

Что вы делаете с большими объектами, такие как камни и здания?

Здания используют свой набор текстур для отдельных частей типа окон, дверей, вывесок и т.д, и обычное “плиточное заполнение” для стен и крыш.

В начале, все необходимые для материалов текстуры автоматически запекаются в текстурный атлас. После этого для начала текстурирования меша (сетки)

достаточно просто выбрать материал и кисть. Эта работа может выполняться как во встроенном редакторе, так и в Substance Painter с кастомным шейдером. Маски смешения хранятся в отдельных текстурах, в то время как карта высот используется для формирования плавных переходов между материалами. Использование подобной техники позволяет создавать бесконечные вариации материалов используя одну и ту же сетку.

И, да, мы также используем фотограмметрию и ZBrush скульптинг для создания высокополигональных мешей, и Substance Designer/Painter для текстурирования.

Какие кинематографические методы вы используете?

Даниил: Благодаря команде работы с графикой, теперь в нашем распоряжении имеется несколько мощных инструментов для пост-процессинга. Графика создается в HDR пространстве, повышая стабильность среды и эффективность работы. У нас есть высококачественная проработка глубины резкости, свечения, лучей света, линзовых эффектов, совмещения цветовых пространств и т.д. Вот несколько примеров:

Ландшафт:

Карина: В процессе разработки моей главной задачей было все, что касается рельефа. При создании ландшафтов, простирающихся за пределы игровой зоны, мы пошли по совершенно новому пути.

Во-первых, для рельефа малого и среднего расстояния используются разные наборы текстур, это распространенная практика. Нам было важно обеспечить реалистичность рельефа на любом расстоянии, плавно объединять текстуры разных дистанций. Нам было необходимо избавиться от повторяющихся текстур для дальних участков, при этом сохранив детализацию вблизи вместе с общими чертами ландшафта.

Для этого мы использовали новый вид смешивания. Я создала следующую формулу с учетом необходимости соответствия цветового компонента рельефа с любого расстояния:

Усреднение цветов вносит свои ограничения, например при наличии областей высокого цветового контраста, но в конечном счете нам удалось добиться адекватного смешения разных текстур разного масштаба с возможностью тонкой подстройки для ближнего рельефа при необходимости.

Кстати, благодаря работе наших программистов мы научились совмещать до восьми текстур в один сегмент рельефа. С учетом того, что мы работаем одновременно с несколькими наборами детализированных текстур, макро-рельефными картами и слоями для жидкостей, один пиксель может содержать до восемнадцати материалов.

Глобальная карта влажности:

Кроме того, смешение на стыках сегментов не просто размывает границы по маске, а учитывает карту высот, позволяя в разной степени комбинировать слои для получения необходимого результата.

Столь сложный шейдинг был бы недостижим без использования виртуальной текстуры из всех сегментов, которую, к тому же, можно легко дополнить мелкими декалями.

Подобное смешивание текстур также позволяет нам создавать переходы между рельефом и дополнительными объектами, такими как отдельно созданные участки рельефа и камни.

Также использование тесселяции позволило нам достичь необходимый уровень детализации.

Да, кстати, подвеска и гусеницы взаимодействуют с тесселированным рельефом.

В остальных местах на карте вы задействуете ту же технику, что и в боевых зонах?

Карина: Нет, для вне игрового мира используется другая ландшафтная система, разработанная после основной. Она соединена с игровой зоной, но специальным образом оптимизирована для своей площади в 32 квадратных километра и использует два массива с разным разрешением, каждый из которых создан из 8 тайлов.

Кроме того, открытый мир может быть заполнен растительностью и другими объектами. Мы использовали библиотеку реальных каменных рельефов, сканированных дронами. Для текстурирования таких больших объектов мы используем наборы текстур камней и слоев грязи, а также карты нормалей, накладываемые на детализированную геометрию. Иногда мы подстраиваем альбедо отдельных сегментов вручную.

Как вы работаете над материалами? Какие методы вы используете? Это фотограмметрия, скульптинг или процедурный подход?

Карина: Мы используем всего понемногу, но любимым методом является фотограмметрия. Это важная часть нашего пайплайна, у нас есть специальная команда, и эти ребята просто хватают свое оборудование и едут в любое место, которое нам может понадобиться, а затем представляют команде производства ресурсы высокого качества.

Мы также используем Zbrush, Substance Painter и Substance Designer как часть нашего рабочего процесса. У нас есть кастомные шейдеры для Painter’а, которые воссоздают нашу модель освещения и подходят к “плиточным” материалам. Это очень эффективно, потому что мы можем нарисовать наши кастомные маски и текстуры, используя мощь инструментов Substance. И мы постоянно добавляем их в нашу собственную библиотеку материалов.

Можете рассказать что-нибудь о Декалях?

Карина: У нас есть несколько типов Декалей, большинство из них — обычные Декали с картой высот или без. Декали запекаются в виртуальную текстуру и имеют две опции: их карта высоты либо затемняет высоту местности, либо добавляется к ней.

Также есть тип влажностей, который работает так же, как и глобальная влажность, но просто дает более подробную информацию из-за лучшего разрешения.

Стоит отметить отдельно используемые обратные декали — они видны с расстояния, но плавно исчезают вблизи. Их мы используем, например, в лавандовых полях.Частью системы декалей также является инструмент для дорог, размещающий дополнительные элементы в соответствие с заданными контрольными точками, сокращая время, необходимое для проработки этих частей карты.

Фёдор: Растительность является важной частью геймплея WoT, так как танки используют ее для маскировки, но качественное исполнение все еще было мечтой индустрии с технической и художественной точки зрения, поэтому для World of Tanks мы начали разрабатывать растительность, максимально приближенную к реальной.

Изначально мы поставили задачу корректного захвата альбедо (коэффициента отражения поверхности), для чего использовали палитру X-Rite Colorchecker и собственный инструмент для GPU, чтобы подбирать параметры на ходу. Самой сложной частью был правильный захват пропускания, потому что нам нужно было исключить прямые и рассеянные источники света.

Затем мы накладываем все отдельные текстуры на детализированную сетку и получаем физически реалистичный рендер текстуры с помощью Vray. После этого мы собираем модель растения в Speedtree, не без ухищрений, конечно же, так как Speedtree 6 не поддерживает PBR (физический рендеринг).

Как вы можете заметить, на представленных примерах, пропускание света добавляет реализм конечному изображению.

Наши деревья содержат около 3.5-4 тысяч треугольников при максимальной детализации, потому LOD приходится изменять достаточно агрессивно. И для корректной работы с Speedtree 6 приходится использовать костыль, что также усложняет работу, но в итоге мы сделали свой механизм, совмещающий муляж, который мы используем в Speedtree, со слоями альбедо, нормалей, пропускания, неметаллического и металлического блеска.

LOD-муляжи для придания объема сделаны выпуклыми, потому переход между сеткой и билбордами едва заметен.

Мы также создали систему оттенков, которая использует кастомные текстуры, чтобы получить нужный нам цвет и запечь AO (модель затенения) дерева для создания плавного-плавного перехода градиента между исходным и цветом и выборочным цветом из текстуры. Этот метод также применяется к рекламным щитам (билбордам).

Для травы, мы также используем Speedtree 6, поэтому рабочий процесс создания необходимых элементов едва ли отличается от такового для деревьев. Мы используем небольшие участки травы, ассоциированные с текстурой на рельефе, затем к рельефу добавляется специальная карта для создания вариации высоты и плотности, градиент оттенков текстур рельефа также переносится на траву. В конце на траву накладываются экранные тени для придания эффекта объема и глубины.

Наверное, это все, с чем мы можем поделиться с вами. Следите за новостями!Все эти новые технологии, пайплайны и усовершенствования движка были разработаны исключительно нашей командой R&D художников.

Перевод: WOT Express.EU оригинал: Читать.


Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий